Это архивый сайт МБДОУ 229
Действующий сайт находится по адресу: 231детскийсад.рф
Т.М. Асельборн
г.Барнаул
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №229» комбинированного вида
Здоровьесберегающие технологии в системе работы дошкольного образовательного учреждения
Пережив инновационный бум и реформы конца XX века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации.
Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. [1]
На протяжении последних 20 лет прослеживаются тенденции увеличения заболеваемости и травматизма детей, снижения показателей уровня физического здоровья.
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье:
распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, и др.);
недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования.[2]
Во многих дошкольных учреждениях традиционно складывается такая ситуация, что большую часть времени ребенок проводит в группе.
В нашем детском саду мы расширяем эти границы, через дополнительные образовательные услуги (кружки), активные формы работы с родителями (совместные музыкально-спортивные развлечения), внедряя различные здоровьесберегающие технологии, обеспечивая возможность каждому ребенку полноценно гармонично развиваться.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии».
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий |
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
Ответственный |
Оздоровительная гимнастика |
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении |
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы |
Инструктор по физической культуре |
Ритмопластика |
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста |
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка |
Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, хореограф |
Динамические паузы |
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей |
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Воспитатели |
Релаксация |
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп |
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы |
Воспитатели, Инструктор по физической культуре, психолог |
Технологии эстетической направленности |
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении театров, кружков (лепка из глины), вязание, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп |
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса |
Все педагоги ДОУ |
|
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно |
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) |
Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз |
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста |
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Все педагоги |
Дыхательная гимнастика |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Все педагоги |
Гимнастика корригирующая |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей |
Воспитатели, Инструктор по физической культуре |
|
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом |
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей |
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
Все педагоги |
Сказкотерапия |
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста |
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей |
Воспитатели, психолог |
Технологии коррекции поведения |
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста |
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий |
психолог |
Психогимнастика |
1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. |
Занятия проводятся по специальным методикам |
|
Внедряя здоровьесберегающие технологии, мы ориентируемся на грамотно построенную деятельность педагога при организации эмоционально-комфортного режима детей в условиях детского сада, так как от этого зависит сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
ЛИТЕРАТУРА:
Балашова В.А. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения / В.А. Балашова, В.П. Степаненко, Л.М. Бекетова // Завуч. – 2000. – №4. – С.65 – 69.
Бальсевич В.К. Проектирование инновационных преобразований систем физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теоретические основы физической культуры: материалы междунар. конф. – Казань, 1999. – С.88 – 89.
3.Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: учеб. пособие для
педагогического колледжа / Р.К. Бикмухаметов. – Казань: РИЦ
2000. – 188 с.
4.Вавилова В.П. Современные технологии в программе профилактики,
реабилитации и адаптации детей дошкольного образовательного
учреждения: метод. пособие / В.П. Вавилова.– Кемерово: Изд-во
Кемер. облИУУ, 2001. – 131 с.
5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в
общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы,
опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
6. Каменская В.Г Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: СПб.:ООО «Книжный дом», 2008.- с.224. 7. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие / Л. В. Гаврючина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
|
|
|