сайт переехал

Это архивый сайт МБДОУ 229

Действующий сайт находится по адресу: 231детскийсад.рф

Т.М. Асельборн

г.Барнаул

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №229» комбинированного вида

 

Здоровьесберегающие технологии в системе работы дошкольного образовательного учреждения

 

 

Пережив инновационный бум и реформы конца XX века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации.

Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. [1]

На протяжении последних 20 лет прослеживаются тенденции увеличения заболеваемости и травматизма детей, снижения показателей уровня физического здоровья.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье:

  • распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, и др.);

  • недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования.[2]

     

Во многих дошкольных учреждениях традиционно складывается такая ситуация, что большую часть времени ребенок проводит в группе.

В нашем детском саду мы расширяем эти границы, через дополнительные образовательные услуги (кружки), активные формы работы с родителями (совместные музыкально-спортивные развлечения), внедряя различные здоровьесберегающие технологии, обеспечивая возможность каждому ребенку полноценно гармонично развиваться.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии».

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Оздоровительная гимнастика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Инструктор по физической культуре

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, хореограф

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, Инструктор по физической культуре, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении театров, кружков (лепка из глины), вязание, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Пальчиковая
гимнастика

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, Инструктор по физической культуре

Проблемно-игровые
ситуации
(треннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

психолог

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели,
психолог

 

Внедряя здоровьесберегающие технологии, мы ориентируемся на грамотно построенную  деятельность педагога при организации эмоционально-комфортного режима детей в условиях детского сада, так как от этого зависит сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Балашова В.А. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения / В.А. Балашова, В.П. Степаненко, Л.М. Бекетова // Завуч. – 2000. – №4. – С.65 – 69.

  2. Бальсевич В.К. Проектирование инновационных преобразований систем физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теоретические основы физической культуры: материалы междунар. конф. – Казань, 1999. – С.88 – 89.

3.Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: учеб. пособие для

педагогического колледжа / Р.К. Бикмухаметов. – Казань: РИЦ

2000. – 188 с.

4.Вавилова В.П. Современные технологии в программе профилактики,

реабилитации и адаптации детей дошкольного образовательного

учреждения: метод. пособие / В.П. Вавилова.– Кемерово: Изд-во

Кемер. облИУУ, 2001. – 131 с.

5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в

общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы,

опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.

6. Каменская В.Г Котова С.А. Концептуальные основы

здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и

младшего школьного возраста: СПб.:ООО «Книжный дом», 2008.-

с.224.

7. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

Методическое пособие / Л. В. Гаврючина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JSN Dome is designed by JoomlaShine.com