Это архивый сайт МБДОУ 229
Действующий сайт находится по адресу: 231детскийсад.рф
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ»
С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, потешке, прибаутке, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не понимал напева какой нибудь народной песни. Искусство народа - глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви, веры в ребенка.
Наблюдения показывают, произносимые взрослыми короткие и ритмичные фразы, в кот. Ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивают его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки в которых имеются игровые приемы, вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми.
Потешки, приговорки в своей основе раскрывают опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем и соответствуют статусу познавательной деятельности, характерной для младшего дошкольного возраста. В произведениях описываются действия человека (ребенка), связанные поддержанием его жизнедеятельности (прием пищи, сон, умывание и т.д.), т.е. отражены фрагменты жизни самого ребенка, обращается внимание на заботу о ребенке, желание доставить ему удовольствие от приема пищи, акцентируется внимание на вкусовых свойствах каши, оладушек, бараночек и т.п.. Это немаловажно в воспитании 1,5 – 2-хлетнего ребенка когда он учится самостоятельно держать ложку, овладевает важнейшими навыками приема пищи, Ведь все связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому все овеяно заботой и добротой.
Наша доченька в дому, что оладушек в меду,
Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду.
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Овладение бытовыми процессами, также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях (умывание, одевание). Для малыша эти процессы представляют значительный интерес, т.к. он только начинает овладевать ими. Взрослый передает ребенку радость и бодрость, которые дарит человеку вода, эмоционально обыгрывая самые простые ситуации.
«Теплую водичку льем на нашу птичку.»
«Будет мыло пениться, грязь куда-то денется.»
«Водичка, водичка, умой Ване личико».
«Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды,
Чисто умываемся, маме улыбаемся.
Вода текучая, дитя растущее, с гуся вода,
С дитя худоба, вода книзу, а дитя кверху».
Чтение потешки следует приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы, а по прочтении спросить: «Где у Кати глазки? А у тебя где глазки?» И здесь неоценимую помощь окажут потешки, прибаутки в кот. Обращается внимание ребенка к собственной персоне:
Глазки, глазки, вы что делали?
- Смотрели!
А вы ушки, ушки, что делали?
- Слушали!
А вы ножки, ножки, что делали? – Ходили!
Чтение стихов, прибауток «Большие ноги – шли по большой дороге, а маленькие ножки – бежали по дорожке» - можно соединить не только с реальной ситуацией хождения, но и разыграть ее с двумя разными по величине куклами. А чтобы привлечь детей к двигательной активности, можно им прочесть следующие потешки:
Катя, Катя маленька, Катенька удаленька.
Пройди, Катя по дороженьки, топни, Катя ноженькой,
«Киска, киска, киска, брысь, на дорожку не садись,
Наша деточка пойдет, через киску упадет».
Полезны потешки, с помощь которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает уверенность в себе, понимание сопричастности со всем, что его окружает:
Наша – то хозяюшка сметлива была,
всем в избе работушку к празднику дала:
чашку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под столом,
по столу котище лапою скребет,
половички курочка веничком метет.
Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека, животные действуют в произведениях на равных, как люди: кисонька-мурысонька едет на мельницу, котик едет на торжок, курочка идет за водичкой, сорока варит кашу и т.д. Так постепенно ребенок начинает осваивать характерные, наиболее доступные его пониманию особенности всего живого, перемещение в пространстве, потребность в пище, сне:
«Вот и люди спят, вот и звери спят», «Вот и ночь пришла».
Дети обязательно уловят доброе, гуманное отношение человека ко всему живому:
«Уж как я свою коровушку люблю,
Свежей травкой я Буренушку кормлю,
Ты иди моя коровушка домой,
Напою тебя водою ключевой .»
«Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки из моей ладошки».
«Цыпа – цып, цыплятки, есть водица в кадке,
Вот бегут цыплятки, не боятся кадки!
Возле кадки блюдце, все они напьются».
«Оля, Оля, вылей воду на зеленую колоду –
Поросят помыть, боровка напоить!».
Малышам еще не доступно сознание времен года с погодными явлениями. Природа, как особая область познания, еще не выступает во всем ее многообразии. Взаимосвязь между явлениями природы возникает чисто зрительно, но тем не менее ребенок ситуативно познает метаморфозы вчерашнего и сегодняшнего дня, откликается на солнышко, на ветер, снег…
«Солнышко – солнышко! Взойди поскорей,
Освети, обогрей: телят, да ягнят, еще маленьких ребят!».
«Дождик, дождик посильней, чтобы было веселей,
Мои гуси дома – не боятся грома».
«Радуга – дуга, высока и туга,
Не дай нам дождика, дай нам ведрышка».
Однако, олицетворение природы, наделение ее человеческими чертами, помогает самым маленьким, правда еще условно, выстраивать часто видимые явления природы в ряд. Закономерность их осознается значительно позже. ( «Дождик, дождик – пуще! Будет трава гуще! » )
К концу второго года жизни необходимо учить малышей слушать не только рифмующиеся тексты, но и прозу. Русский народные сказки откроют новую страницу в эмоциональной жизни ребенка. Исследования показали, что сказка «открывается» малышу по тому же закону: через познание человека. Этим и замечательны первые сказки для маленьких: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», что в основу их лежат бытовые сюжеты.
По сравнению с потешками, прибаутками, песенками сказки более объемные произведения. Для восприятия и понимания их требуется более широкая ориентировка в окружающем т.к. в сказках действует 3-5 персонажей, происходит смена их действий и т.п.. Ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что-то ему должно быть уже частично знакомо. Вот здесь подготовительную роль играют потешки, помогающие воспринимать коротенький сюжет посредством художественного слова. Особо в этом плане полезны потешки на бытовые темы, в которых действуют люди, коротенькие произведения, подводящие к пониманию первых сказок.
Знакомство с фольклорными произведениями приобщают детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. Они бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны своей чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Об этом стоит задуматься всем, кто причастен к трудному делу формирования личности – родителям и педагогам.
Материал подготовлен воспитателем группы №2
МБДОУ "Детский сад №229"
Панклиновой Александрой Викторовной
Опубликовано в журнале "Счастливая пора" март-апрель 2012 стр. 30-31