сайт переехал

Это архивый сайт МБДОУ 229

Действующий сайт находится по адресу: 229детскийсад.рф

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, потешке, прибаутке, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не понимал напева какой нибудь народной песни. Искусство народа -  глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви, веры в ребенка.

 

Наблюдения показывают, произносимые взрослыми короткие и ритмичные фразы, в кот. Ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивают его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки в которых имеются игровые приемы, вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми.

Потешки, приговорки в своей основе раскрывают опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем и соответствуют статусу познавательной деятельности, характерной для младшего дошкольного возраста. В произведениях описываются действия человека (ребенка), связанные поддержанием его жизнедеятельности (прием пищи, сон, умывание и т.д.), т.е. отражены фрагменты жизни самого ребенка, обращается внимание на заботу о ребенке, желание доставить ему удовольствие от приема пищи, акцентируется внимание на вкусовых свойствах каши, оладушек, бараночек и т.п.. Это немаловажно в воспитании 1,5 – 2-хлетнего ребенка когда он учится самостоятельно держать ложку, овладевает важнейшими навыками приема пищи, Ведь все связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому все овеяно заботой и добротой.

Наша доченька в дому, что оладушек в меду,

Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду.

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Овладение бытовыми процессами, также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях (умывание, одевание). Для малыша эти процессы представляют значительный интерес, т.к. он только начинает овладевать ими. Взрослый передает ребенку радость и бодрость, которые дарит человеку вода, эмоционально обыгрывая самые простые ситуации.

«Теплую водичку льем на нашу птичку.»

«Будет мыло пениться, грязь куда-то денется.»

«Водичка, водичка, умой Ване личико».

«Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды,

Чисто умываемся, маме улыбаемся.

Вода текучая, дитя растущее, с гуся вода,

С дитя худоба, вода книзу, а дитя кверху».

Чтение потешки следует приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы, а по прочтении спросить: «Где у Кати глазки? А у тебя где глазки?» И здесь неоценимую помощь окажут потешки, прибаутки в кот. Обращается внимание ребенка к собственной персоне:

Глазки, глазки, вы что делали?

- Смотрели!

А вы ушки, ушки, что делали?

- Слушали!

А вы ножки, ножки, что делали? – Ходили!

Чтение стихов, прибауток «Большие ноги – шли по большой дороге, а маленькие ножки – бежали по дорожке» - можно соединить не только с реальной ситуацией хождения, но и разыграть ее с двумя разными по величине куклами. А чтобы привлечь детей к двигательной активности, можно им прочесть следующие потешки:

Катя, Катя маленька, Катенька удаленька.

Пройди, Катя по дороженьки, топни, Катя ноженькой,

«Киска, киска, киска, брысь, на дорожку не садись,

Наша деточка пойдет, через киску упадет».

Полезны потешки, с помощь которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает уверенность в себе, понимание сопричастности со всем, что его окружает:

Наша – то хозяюшка сметлива была,

всем в избе работушку к празднику дала:

чашку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под столом,

по столу котище лапою скребет,

половички курочка веничком метет.

Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека, животные действуют в произведениях на равных, как люди: кисонька-мурысонька едет на мельницу, котик едет на торжок, курочка идет за водичкой, сорока варит кашу и т.д.  Так постепенно ребенок начинает осваивать характерные, наиболее доступные его пониманию особенности всего живого, перемещение в пространстве, потребность в пище, сне:

«Вот и люди спят, вот и звери спят», «Вот и ночь пришла».

Дети обязательно уловят доброе, гуманное отношение человека ко всему живому:

«Уж как я свою коровушку люблю,

Свежей травкой я  Буренушку  кормлю,

Ты иди моя коровушка домой,

Напою тебя водою ключевой  .»

«Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки из моей ладошки».

«Цыпа – цып,  цыплятки, есть водица в кадке,

Вот бегут цыплятки, не боятся кадки!

Возле кадки блюдце, все они напьются».

«Оля, Оля, вылей воду на зеленую колоду –

Поросят помыть, боровка напоить!».

Малышам еще не доступно сознание времен года с погодными явлениями. Природа, как особая область познания, еще не выступает во всем ее многообразии. Взаимосвязь между явлениями природы возникает чисто зрительно, но тем не менее ребенок ситуативно познает метаморфозы вчерашнего и сегодняшнего дня, откликается на солнышко, на ветер, снег…

«Солнышко – солнышко! Взойди поскорей,

Освети, обогрей: телят, да ягнят, еще маленьких ребят!».

«Дождик, дождик посильней, чтобы было веселей,

Мои гуси дома – не боятся грома».

«Радуга – дуга, высока и туга,

Не дай нам дождика, дай нам ведрышка».

Однако, олицетворение природы, наделение ее человеческими чертами, помогает самым маленьким, правда еще условно, выстраивать часто видимые явления природы в ряд. Закономерность их осознается значительно позже. ( «Дождик,  дождик –  пуще!  Будет  трава  гуще! » )

К концу второго года жизни необходимо учить малышей слушать не только рифмующиеся тексты, но и прозу. Русский народные сказки откроют новую страницу в эмоциональной жизни ребенка.   Исследования показали, что сказка «открывается» малышу по тому же закону: через познание человека. Этим и замечательны первые сказки для маленьких: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», что в основу их лежат бытовые сюжеты.

По сравнению с потешками, прибаутками, песенками сказки более объемные произведения.  Для восприятия и понимания их требуется более широкая ориентировка в окружающем т.к. в  сказках действует 3-5 персонажей, происходит смена их действий и т.п.. Ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что-то ему должно быть уже частично знакомо. Вот  здесь  подготовительную  роль играют  потешки, помогающие  воспринимать коротенький сюжет посредством художественного слова. Особо в этом плане полезны потешки на бытовые темы, в которых действуют люди, коротенькие произведения, подводящие к пониманию первых сказок.

Знакомство с фольклорными произведениями приобщают детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. Они бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны своей чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Об этом стоит задуматься всем, кто причастен к трудному делу формирования личности – родителям и педагогам.

 

Материал подготовлен  воспитателем  группы №2      

МБДОУ "Детский сад №229" 

Панклиновой  Александрой  Викторовной

Опубликовано в журнале "Счастливая пора" март-апрель 2012 стр. 30-31

 

JSN Dome is designed by JoomlaShine.com